Самолет "Овод" создавался как самолет для первоначального обучения. При разработке конструкции учитывался опыт создания и эксплуатации аналогичного самолета американской фирмы РА-17 Wagabond. Однако наша конструкция сильно отличается от прототипа, т.к. условия создания самолета в России принципиально отличаются от американских.
Задача проектирования водилась к следующему: создать недорогой, простой в изготовлении, простой в эксплуатации учебный самолет с максимальным использованием отечественных материалов и комплектующих, максимально приспособленный к жестким природно-климатическим условиям России.
К летно-пилотажным характеристикам предъявлялись следующие требования: самолет не должен обладать ни какими индивидуальными особенностями пилотирования, развивать в курсанте правильные навыки управления на всех режимах полета и при движении по земле, адекватно реагировать на все движения органов управления, отвечать на изменение режимов полета возникновением правильных усилий на органах управления. Самолет должен быть оборудован взлетно-посадочной механизацией крыла, управляемым триммером руля высоты. Полет на критических углах атаки должен сопровождаться предупредительной тряской, сваливание должно происходить с опусканием носа, ввод в штопор принудительный, вывод из штопора легкий, запаздывание не более ? витка.
Самолет учебный, неакробатический, полет с креном до 30град., в простых метеоусловиях. Разбег ок.100 метров, взлетная скорость 70 км/ч, крейсерская ок.130 км/час, максимальная - 160км/ч. Шасси - с носовой управляемой стойкой. Основные колеса оборудованы дисковыми гидравлическими тормозами. В условиях зимы самолет устанавливается на лыжи. Возможна установка поплавков. Приборное оборудование должно включать стандартный комплект пилотажнонавигационных приборов и приборов контроля работы двигателя. Обязательно наличие СПУ, радиостанции, БАНО, проблескового маячка, посадочной фары.
Особенности национальной эксплуатации:
- Широкий диапазон температур от -25С до +35С.
- Базирование исключительно на грунтовых аэродромах с одной, плохо подготовленной ВПП, работа зимой с рыхлого снега, частые посадки с боковым ветром.
- Хранение на открытых стоянках.
- Чрезвычайно дорогой авиабензин.
- Отсутствие отечественных авиационных масел для поршневых двигателей.
- Полное отсутствие отечественных авиадвигателей, воздушных винтов и прочих агрегатов с.у.
- Невысокий процент количества летных дней в течение года (на широте г. Москва).
Также необходимо было обеспечить исключительно высокий ресурс конструкции, многолетнюю эксплуатацию (до 30 лет).
На основании этой исходной информации и был спроектирован самолет "Овод".
Основные ТГХ
Экипаж: | 1 пилот+1 пассажир |
Масса пустого: | |
Максимальная взлетная масса: | 635 кг. |
Геометрические характеристики: | |
Размах крыла | 9,6 м |
Длина самолета | 8,15 м |
Высота | 2,4 м |
Площадь крыла | 12,44 м.кв. |
Колея шасси | 2,4 м |
База шасси | 2,2 м |
Ход амортизации | |
Колеса осн. | 450х150 |
ЛТХ | |
Максимальная скорость | 160 км/ч |
Рабочая скорость | 120 км/ч |
Скорость сваливания | 75 км/ч |
Длина разбега | 150 м |
Длина пробега | 120 м |
Перегоночная дальность | 500 км |
с дополнительым баком | 800 км |
Скороподъемность у земли | 3 м/сек. |